search

Чтобы помнили…

Листаю семейный альбом, вглядываюсь в лица на фотографиях. Перебираю ордена и медали, читаю наградные документы, чудом уцелевший дневник. Слезы невозможно сдержать, перед глазами стоит пелена. Я никогда не видела этих людей, смерть забрала их задолго до моего рождения, но в моем воображении они оживают: молодые, красивые, полные надежд… Мои прадедушки и прабабушки. Какое страшное испытание выпало на их пути. Как они смогли пережить все это? Мои мысли летят туда, в страшные сороковые годы. Я хочу побыть рядом с каждым из них, почувствовать то, что чувствовали они, находясь в шаге от смерти. Я решила собрать все сохранившиеся в семье документы, фотографии, воспоминания, опросить родственников, изучить и проанализировать архивные данные, изучить литературу, отражающую события этого периода. Результаты моей работы с нетерпением ждет вся моя семья.

Так случилось, что из всех моих родственников, бывших участниками и свидетелями войны, я застала только моих прабабушек. Они рассказывали о том, что им пришлось пережить в те страшные годы. Прадедушек я никогда не видела, а ведь все они были ветеранами войны. Информации о них в семье немного. Мне и всем моим родным хотелось бы знать больше о том, какую цену наша семья заплатила за Победу.

Архивные документы участников ВОВ и тружеников тыла нужны не только их родственникам, эти материалы помогают формировать представления о тех событиях у современного поколения.

Пытаюсь представить, каким был мой прадед, Александр Гаврилович Давыдов в сорок первом. У нас нет фотографий, где он молодой. Моя прабабушка, Серегина Мария Федоровна рассказывала моей маме, что он был высокий, голубоглазый и светловолосый. Прадед родился 5 мая 1921 года в селе Троицкое Чернского района Тульской области в семье зажиточных крестьян. В 30-е годы отец моего прадеда был репрессирован.

Мои прадедушка и прабабушка встретились до войны. Прадед проходил срочную службу в армии, а прабабушка приехала в село Троицкое работать в школу учителем русского и немецкого языков. Прабабушка снимала комнату в доме родителей прадеда. В армии он получал письма из дома, что невеста ему уже есть!

Прабабушка была невысокая, с копной рыжих волос, никогда не считала себя красавицей, но поклонников у нее было много. Она была активисткой, веселой, острой на язык, танцевала все модные на тот момент танцы, даже умела играть на скрипке. Её судьба сложилась тяжело с самого начала. В 1920 году, когда она родилась, шла Гражданская война. Участвовать в ней многие не хотели. Но власти пригрозили, что отнимут землю у семьи, а это было верной смертью. Отец прабабушки через две недели после её рождения ушел на фронт. «Какая она маленькая. Береги её, Маша», - с такими словами отец покидал свою семью. Больше родные его не видели. Умер от тифа. Мама моей бабушки осталась одна с маленькой дочкой на руках. К ней посватался вдовец с тремя оставшимися без матери детьми. Конечно, не хотелось уходить из дома, но что делать? С родителями тогда не спорили. Так моя прабабушка оказалась в доме отчима, в деревне Русино Чернского района. Со временем в семье родилось еще трое детей. Жили трудно, но дружно, много работали. Родители были строгими. Конечно, падчерице доставалось больше всех. В школе моя прабабушка была лучшей ученицей. После окончания, вопреки воле отчима, пошла учиться в Чернское педагогическое училище. Было трудно, голодно. Прабабушка рассказывала, как сдавала кровь, чтобы купить еды. Когда об этом узнала мама моей прабабушки, насушила мешок сухарей, принесла ей со слезами и просьбой не делать так больше.

Когда началась война, мой прадед был далеко от дома. Может это его и спасло, ведь мало кто остался живым из тех, кого призвали в первые дни. Перед войной прадедушка уехал на Дальний восток, где работал на китобойной флотилии. Война застала его в море. После освобождения Чернского района он вернулся домой и 1 ноября 1941 года был призван на фронт.

Когда прадед ушел на войну, прабабушка была беременна. В нашей семье хранится свидетельство о рождении девочки Любы. Она не прожила около года. Умерла в сорок третьем. Моя прабабушка должна была идти на станцию за мукой. Пока ее не было, ребенок заболел. Менингит... Всю войну прабабушка работала в школе, пережила страшные дни оккупации, в 1943 году училась на курсах учителей истории.

Прадед начал воевать на Воронежском фронте в 45 стрелковом полку, 375 стрелковой дивизии. В 1942 году был тяжело ранен. После госпиталя продолжил войну на Южном фронте. Участвовал в освобождении Севастополя. При штурме Сапун-горы был снова ранен. Во время битвы за Севастополь погибло около 80 000 наших бойцов. На обелиске в честь погибших воинов нет фамилий, только номера частей, полностью погибших.

После излечения прадед продолжил воевать в составе 4-ого Украинского фронта. Участвовал в освобождении Одессы. Город был взят после третьей атаки. В первой погибли воины первого эшелона, во второй – воины второго эшелона. Мой прадед ворвался в Одессу в составе 3-го эшелона на плечах противника. Немцы и румыны при поддержке немецкого флота бежали на плотах, баржах, лодках в румынский порт Констанца.

В дальнейшем прадедушка участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождал Румынию. Война для него закончилась в Венгрии. В наградном листе сказано, что 13 октября 1944 года, исполняя должность командира стрелковой роты 45 стрелкового полка 375 стрелковой дивизии при освобождении Венгерской столицы г. Будапешта на северной его окраине мой прадед, старший лейтенант Александр Гаврилович Давыдов был тяжело ранен. Рота, которой он командовал занималась зачисткой территории города. Немцы, отступая, оставляли мины, отравленную еду, вино. Во время штурма автоматная очередь перебила прадеду ногу. Вот здесь я обнаружила несоответствие данных. Осада Будапешта шла 102 дня. Штурм Будапешта был в феврале 1945 года. 13 февраля столица Венгрии была взята. Балатонская операция шла с октября 1944-го по февраль 1945. Была страшной и кровопролитной. Около 10 немецких и венгерских дивизий были окружены. Это были отборные части СС. Они ожесточенно сопротивлялись. Таким образом, я узнала, что боевой путь деда закончился не в 1944, как сказано в наградном листе, а в 1945 году. Начались долгие месяцы мучений в госпиталях. Началась гангрена, ногу отпиливали несколько раз. В конце войны от прадеда пришло письмо. Он писал, что остался без ноги. К этому времени у прабабушки погиб один из братьев, Григорий. До войны он, как и прабабушка, был учителем. Новость о том, что прадед жив, была большой радостью. Ответное письмо прабабушки читали всему госпиталю, чтобы бойцы верили, что и их также ждут дома. Год после Победы прадедушка провел в госпитале в Ялте. Так он и пришел в 1946 году - на костылях, с протезом через плечо, который ему сделали в госпитале. За боевые заслуги мой прадед был награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью за боевые заслуги, медалью за победу над Германией.


Мой прадед, ст. лейтенант Давыдов Александр Гаврилович


Боевой путь 375 стрелковой дивизии.


Приказ № 223/97 от 6.11.1947 года


Наградной лист на присвоение ордена Отечественной войны II степени.

Через год в семье родился сын. Назвали Евгением, в честь брата прадеда, погибшего в Германии 9 мая 1945 года. Улетел на самолете, который не вернулся на аэродром. О нем в семье знают очень мало. Из рассказа моего деда, Давыдова Станислава Александровича я узнала, что брат прадеда Евгений до войны учился на летчика-механика. В архиве сайта «Память народа» нашла информацию о старшем сержанте Давыдове Евгении Гавриловиче.


Давыдов Евгений Гаврилович. Фото 1944 года

Из архивных документов следует, что брат моего прадеда был военным техником, старшим метеорологом 762 батальона аэродромного обслуживания, был награжден медалью за оборону Ленинграда.


Приказ от 12.04.1944 г. о награждении медалью«За оборону Ленинграда»

Через 6 лет после войны родился мой дед, Давыдов Станислав Александрович. Он также стал учителем истории. Из его рассказов я узнала о своем прадеде. Он умер в 1988 году. Ранения, нелегкая послевоенная жизнь дали о себе знать. А прабабушка прожила долгую жизнь, когда её не стало, мне было восемь лет, я хорошо её помню. Перелистываю страничку альбома. Вот фотография другого моего прадедушки - Захаркина Михаила Михайловича. Годы войны стали для него настоящей трагедией. Страшно представить, как можно было пережить то, что выпало на его долю.

Он родился в 1913 году в деревне Кузьменки, ныне Арсеньевского района Тульской области. До войны он был счетоводом, вел документацию в колхозе, учился в школе трактористов в 1940 году. 13 июня 1941 года, за 9 дней до начала войны был призван в армию.


Мой прадед, Захаркин Михаил Михайлович (первый справа). Фото 1937 года.

Прадед служил в 355 лёгкоартиллерийском полку 110-й стрелковой дивизии. Данная дивизия формировалась в Московском военном округе в городе Тула. В действующей армии: с 02.07.1941 по 19.09.1941 года. 27.06.1941 года дивизия начала переброску на фронт, к 03.07.1941 года прибыла в Могилев. 110-я и 172-я стрелковые дивизии, а также другие части и подразделения 61-го стрелкового корпуса оказали упорное сопротивление немецко-фашистским войскам в районе г. Могилёв, где на 23 дня остановили превосходящие силы противника. К 14.07.1941 года дивизия была окружена в районе Могилёва и рассечена. Части дивизии, выходившие из окружения, 17-18.07.1941 года ещё вели бои на рубеже реки Сож, восточнее Мстиславля.

Героический подвиг воинов-туляков 61-го стрелкового корпуса в боях у г. Могилева был позже описан писателем К. М. Симоновым в первой части его романа «Живые и мёртвые», а образ одного из героев романа генерала Серпилина писатель создал, соединив внешность, черты характера и судьбы двух туляков: командира 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии С. Ф. Кутепова и командира 110-й стрелковой дивизии В. А. Хлебцева. Подвиг туляков 110 стрелковой дивизии был описан в газете Слобода № 12 20 марта 2013 года. Статья Сергея Гусева "Забытая война" стр. 14. О Хлебцове и других событиях того времени писал Константин Симонов в книге "Разные дни войны".


Боевой путь 110 стрелковой дивизии первого формирования.


Карта боевых действий. 26.07 1941 год. Западный фронт.

В архивных данных упоминается, что 25 июля 1941 110 стрелковая дивизия была фактически уничтожена. 26 июля года мой прадед попал в плен. Четыре года… Но он выжил. Освобожден был только 11 апреля 1945 года американскими войсками. В архиве сохранился список освобожденных из концлагеря. Под номером 740 – мой прадед, Захаркин Михаил Михайлович…


Именной список военнопленных, освобожденных из лагеря Альтенграбов.

В семье младшей дочери прадеда сохранился дневник. В нем описан весь его тяжелый жизненный путь: довоенное время, учеба, работа, война, плен, названия лагерей, в которых он был, освобождение, путь домой, послевоеннаяжизнь. Прадед умер рано, в 1964 году. Страдания, перенесенные им в фашистских застенках, не прошли даром. В 1963 году выяснилось, что у прадеда рак желудка. Операция не помогла. Через год его не стало. Прабабушка осталась одна с семью детьми.


В дневнике прадеда есть стихотворение, в котором описывается, что ему пришлось пережить в фашистских застенках.


Стихотворение из дневника прадеда Захаркина М.М.

Тихо струны гитары звенели,
Пережитое вспомнилось мне.
Муки жизни немецкого плена
Уж не встретит никто и нигде
Так, друзья, разрешите исполнить,
То, что камнем на сердце легло,
Что из меня теперь сделали звери,
И что стал для людей я никто.
Нас там в лагере тысячи жили.
Смерть нам прямо смотрела в глаза.
Холод, голод и вшей миллионы
Выводили людей из ума.
Мы как тени по блоку бродили
Чтоб найти себе пищи кусок,
Но встречали мы крики конвоя,
А затем уже выстрел и кровь.
Да неужели навек я погибший
И не жить мне среди лучших друзей
Не видеть семьи мне родимой
И не быть мне в компании друзей.
До того эта жизнь надоела,
Я хотел бы с друзьями пожить
Позабыть хоть на время этот ужас,
Что пришлось мне в плену пережить.
Говорить больше нет моей силы,
Сердце кровью моей облилось,
Много тысяч народу сгубили,
А мне пережить удалось.
Так, друзья, разрешите закончить,
Нету силы моей продолжать,
Мне пришлось пережить столько муки,
Что не в силах я все рассказать.

Невозможно читать это без содрогания. Но прадед все перенес и выжил. В 1946 вернулся домой. После войны в семье родилось еще трое детей. Михаил Михайлович много работал в колхозе, был бригадиром. Но самое страшное на мой взгляд – отношение к бывшим военнопленным. Не было ни уважения, ни почестей, ни льгот. Из рассказов младшей дочери моего прадеда, Лидии Михайловны Денисовой я узнала о том, как тяжело им жилось, особенно, когда умер отец.

Совсем недавно мне удалось найти архивную информацию о еще одном моем прадедушке – Сидорове Александре Пантелеевиче. Родился он в деревне Мастоумко Каменского района. Бабушка рассказывала, что он прошел всю войну, но больше никакой информации не было. Награды потерялись при переездах.3 Из архивных данных я выяснила, что 31 мая 1941 года прадед был призван в армию. Во время войны он служил в 801 Тильзитском стрелковом полку 235 стрелковой Витебской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 54 стрелкового корпуса 43 армии, был артиллеристом.


Мой прадед Сидоров Александр Пантелеевич.

О подвиге прадеда я узнала из наградного листа к ордену Отечественной войны II степени. Оказывается, он командовал орудием во время штурма города Кёнигсберг. Когда вражескую оборону прорвали, он обеспечивал пехоте движение вперед. Метким огнём разбил два дзота и девять пулеметных точек врага. Несмотря на то, что мой прадед был ранен в кисть левой руки, и даже в плечо, он не сходил с позиции и выполнял свой долг перед Родиной.


Наградной лист на присвоение ордена «Отечественной войныII степени». Приказ №66/н от 16.05.1945.

Вот и весь мой «Бессмертный полк». Проведя исследование документов и воспоминаний о моих героических прадедушках и прабабушках, я поняла, какой ценой досталась Великая победа. Каждый из них мог погибнуть тысячу раз. Но они не сдались, выжили, выстояли, спасли нашу страну от фашистской коричневой чумы. Дали возможность всем нам: бабушкам, дедушкам, моим родителям, мне появиться на свет. Благодаря их стойкости, мужеству я живу на этом свете. Низкий им поклон от всех нас. Я всегда буду помнить о них и передам эту память своим потомкам. Чтобы помнили…

Работа над проектом очень увлекла меня. Для меня открылись многие неизвестные ранее факты о моих родных, их героизме, храбрости, самоотверженности, силе духа. Думаю, что это будет интересно не только мне, но и моим сверстникам и, конечно, моей семье. Я горжусь своими прадедушками и прабабушками. Вечная им память!

Алина Захаркина, одиннадцатиклассница из Тульской области

Работа прислана на Всероссийский конкурс «Семейные фотохроники Великих войн России»
Номинация: На лучшую исследовательскую работу-сочинение «Моя семья в истории страны»


Возврат к списку